Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Экспорт новостей

Реклама от Google

 
Настольные игры

Техника Лианры (Стальные Воины)

Печать E-mail
Рейтинг: / 11
ХудшаяЛучшая 
Автор Томоко   
19.09.2009 г.

На сайте Миры из Бумаги вышла новая статья, посвященная вселенной Стальных Воинов!

В этой статье вы можете более подробно узнать о технике, которую использовала Лианра в Стальной Войне.

Автор статьи: Тенгель

Дизайн миниатюр: Томоко

Техника Стальных Воинов

Легковой автомобиль «Реилар»

Автомобиль «Реилар» («внедорожный автомобиль») — это реплика очень распространённого довоенного джипа, применявшегося во многих армиях. В Лианре производится практически без изменений с 2г (по летоисчислению Лианры, отстаёт от летоисчисления Кено на 28 лет).
Легковых автомобилей других моделей в Лианре не производится, реилары в разных модификациях используются как частные средства транспорта, полицейские, полугрузовые фермерские машины, медицинские и так далее. Реилары широко экспортировались как союзникам Лианры, так и, в период правления прогрессистов, вообще всем соседям. Незначительное количество этих автомобилей были куплены Кено, ещё больше оказалось в Кено после войны с Отлоком. В Отлоке «реилары» из-за своей надёжности и несколько более высокой скорости вообще были гораздо популярнее и шире распространены, чем имперские «амоло».
«Реилар» может перевозить 4-х пассажиров и развивает на асфальтовом шоссе скорость до 100 км/ч. В армии «Стальных воинов» используется только, как вспомогательная машина.
ТТХ
Вместимость: 5 человек (с водителем).
Макс. скорость: 100 км/ч по шоссе.
Запас хода: 400 км.
Вооружение: как правило, отсутствует.
Бронирование: нет.

Грузовой автомобиль «Шелар-Аларал».

«Шелар-Аларал» (караванный транспортёр) также называют укорочено «Шелар» — «караван». До Катастрофы такие грузовики применялись для снабжения экспедиций и работы в удалённых от цивилизации районах.
После катастрофы оказалось, что они оптимально приспособлены к новым условиям. Шелары сочетают грузоподъёмность, и проходимость. Проходимость обеспечивается относительно низкой нагрузкой на ось (здесь большую роль играет трёхосная схема), низким давлением на грунт (широкие колёса), высоким клиренсом («просветом» между землёй и днищем машины). На грузовиках установлены мощные двигатели, размещённые в большом моторном отделении, расположенном под кабиной. Вообще-то шелар – это не «классический» грузовик, это перестроенный в грузовик тяжёлый тягач.
Этим обусловлен ряд недостатков шелара. Во-первых, к недостаткам относятся его большие размеры, что делает его хорошей мишенью и затрудняет управление. Во-вторых, относительно низкая скорость. В-третьих, шелар неэкономичен в сравнении с грузовиками, производимыми, например, Кено. В-четвёртых, хотя из-за высокой культуры производства и надёжности конструкции, поломки у шеларов происходят значительно реже, чем у остальных грузовиков (например, у имперских грузовиков «аштарк»); но из-за того, что конструкция вообще более сложная, шелары гораздо труднее ремонтировать в полевых условиях и в условиях прифронтовых мастерских.
В гражданском хозяйстве Лианры и Аланы «шелары» составляют примерно 90% всего грузового парка. Все грузовики и колёсные тягачи в армии «Стальных воинов» — это тоже «шелары». Также «шелары» используются и для «изначальных целей»: для караванной торговли с варварами, Кено и Отлоком. Хотя караванщики, которые до Стальной войны торговали с Кено, пользовались не столько «шеларами», сколько грузовиками производства Кено, которые легче было обслуживать, и которые были более экономичными.

«Лахалар» (транспортёр).

Лёгкий грузовик относительно небольшой грузоподъёмности и высокой проходимости. Ограниченно популярен среди гражданского населения Лианры, используется для коммерческих перевозок небольших партий грузов на относительно небольшие расстояния. В войсках практически не встречается.

Патрульный автомобиль «Шум-Реилар».

Это версия автомобиля «Реилар», с облегчённым корпусом и пулемётной турелью.
Изначально «шум реилар» был разработан «прогрессистами» для продажи за границу. С одной стороны, «прогрессисты» исповедовали принцип «свободной торговли», который требовал от них удовлетворять спрос соседних народов на любые товары, в том числе, и на оружие и военную технику. С другой стороны, было совершенно очевидно, что купленное у «прогрессистов» оружие может быть использовано не только против варваров и разбойников, но и против самих прогрессистов.
Поэтому на экспорт разрабатывали «ухудшенные» образцы, такие, которые не смогли бы противостоять в бою «далга-реиларам», которыми «прогрессисты» защищали свои владения.
«Шум реилар» — это практически идеальная техника для варваров. Во-первых, он дешёвый, на нём нет даже верхней части корпуса, которая заменена просто стальными трубками, на которых можно установить тент.
Вооружение «шум-реилара» состоит из пулемёта «Стандарт-7,25 мм» (тип «решшер», «тяжёлый») на открытой турели. Это не «универсал», а тяжёлый пулемёт с длинным стволом, и под очень мощный патрон.
Длинный ствол и мощный патрон дают в итоге очень высокую начальную скорость пули. В итоге на близких расстояниях убойность пули очень велика. А при стрельбе одиночными выстрелами за счёт длинного ствола, мощного патрона и хорошей оптики можно получить почти снайперскую точность. Ствол имеет водяное охлаждение, в результате очереди могут быть очень длинными, скорострельность очень высокая, и постоянной замены стволов при стрельбе длинными очередями, (как, например, у имперского «Эшрурка») этот пулемёт не требует.
«Шум-Реилар» практически не встречается в армии «Стальных воинов», но в больших количествах передаётся варварам.
ТТХ
Экипаж: 3 человека.
Макс. скорость: 100 км/ч по шоссе.
Запас хода: 400 км.
Вооружение: 7,25мм пулемёт в открытой турели.
Бронирование: нет.

Бронеавтомобиль «Далга-Реилар» (Разведывательно-дозорный автомобиль)

Собственно, названием всё сказано. До Катастрофы «Северная Сталь» строила такие автомобили для полиции (разгонять демонстрации или усмирять мятежи), пограничников (в качестве патрульных и дозорных машин), армейцев (как носители лёгких противотанковых или зенитных ракетных установок).
В 5г, когда «прогрессисты» столкнулись с необходимостью защищать свои торговые караваны, производство «далга-реиларов» было начато на «Объекте 516».
Изначально машина использовалась для охраны грузовых колонн от разбойничьих налётов. Поэтому на ней смонтировали противопульную броневую защиту и пулемётную турель с «ураганом». За двадцать лет эксплуатации она отлично себя зарекомендовала, и в армии «Стальных Воинов» «далга-реилары» широко используются в разведывательных, подразделениях, а также как патрульные, дозорные, и связные машины в мотопехотных и танковых дивизиях. Есть также и командирская модификация, где развёрнуто дополнительное оборудование радиосвязи.
«Далга-Реилары» поставлялись также в армию Аланы.
ТТХ
Экипаж: 3 человека.
Макс. скорость: 125 км/ч по шоссе.
Запас хода: 350 км.
Вооружение: пулемёт «Ураган» в открытой турели.
Бронирование: противопульное.

«Леи-Реилар» (вспомогательный автомобиль).

Это «Далга-Реилар» лишённый брони и с «тяжёлым» пулемётом вместо «урагана».

«Леи-Реилары» — это продолжение идеи «шум реилара», ухудшенная «экспортная» модель. Эти автомобили перед началом «Стальной войны» были проданы в Алану, а также ими укомплектован «братский корпус» гауладов (фактически, это основная там машина).
ТТХ
Экипаж: 3 человека.
Макс. скорость: 137 км/ч по шоссе.
Запас хода: 420 км.
Вооружение: пулемёт «Стандарт 7,25» в открытой турели.
Бронирование: нет.

Колёсный бронетранспортёр «Далаи-Халар» (боевой транспортёр).

В 11г (39г по имперскому летоисчислению) руководством «Северной Стали» было принято решение об организации регулярных вооружённых сил.
В Совете Директоров «Объекта 516» был сформирован подкомитет обороны и вооружений, перед которым и была поставлена задача формирования армии. В подкомитете сразу возникло единство мнений относительно того, что силы должны быть дешёвыми. Однако как конкретно они должны быть организованы, и, главное, нужно ли выпускать для них специальные машины, или можно обойтись переделанными грузовиками, по этому вопросу возникли разногласия. В результате длительных дискуссий «вооруженцы» пришли к мнению, что если производить специальные машины, то можно решать задачи более эффективно и меньшими силами. Следовательно, компактная армия, вооружённая специально разработанной для решения боевых задач техникой, обойдётся дешевле, чем армия, оснащённая конверсированными гражданскими машинами, но более громоздкая. Таким образом был заложен основной принцип, которого «Стальные Воины» придерживались до конца «Стальной Войны»: для решения каждых задач, необходима техника, под эти задачи оптимизированная.
Изначально в 11г было сформировано шесть подвижных пехотных батальонов и один танковый.
В качестве основной боевой машины для пехотных частей был взят довоенный БТР «Далаи-Халар». Это колёсная машина, с относительно высоким клиренсом, низким удельным давлением на грунт, за счёт того, что база у неё – восьмиколёсная. Мощный двигатель позволяет развивать скорость до 70 км/ч по шоссе с запасом хода до 400км. Вооружение далаи-халара состоит из пулемёта «универсал» «танковой» конструкции, размещённого во вращающейся башенке. Пулемёт может вести огонь не только по наземным, но и по низколетящим воздушным целям. Бронирование – противопульное.
Экипаж «далаи-халара» состоит из механика-водителя и стрелка. Бронетранспортёр несёт также 7 человек десанта.
Далаи-халар применяется как основная машина во всех мотопехотных дивизиях армии «Стальных воинов». В другие армии не поставлялся.
ТТХ
Экипаж: 2 человека (перевозит до 7 десантников).
Макс. скорость: 70 км/ч по шоссе.
Запас хода: 250 км (на грунтовых дорогах), 400 км (по шоссе).
Вооружение: пулемёт «Универсал» в башенке.
Бронирование: противопульное.

«Далаи-Халар К».

Это невооружённая, «многоцелевая» модификация «далаи-халара», производимая на «Объекте 516» и затем доукомплектовывающаяся для конкретных нужд армии. Туда могут установить дополнительные приборы наблюдения и разведки, и тогда получится машина корректировки огня, могут поставить дополнительные системы связи, чтобы получить мобильный командный пункт, или медицинское оборудование, и тогда получится эвакуационная санитарная машина.
ТТХ
Экипаж: 2 человека (перевозит до 7 десантников).
Макс. скорость: 70 км/ч по шоссе.
Запас хода: 250 км (на грунтовых дорогах), 400 км (по шоссе).
Вооружение: различное.
Бронирование: противопульное.

«Далаи-Халар П».

Артиллерийская модификация бронетранспортёра «далаи-халар». В 14г (42 по летоисчислению Кено) батальоны «Стальных воинов» начали постепенно развёртывать в полки. Для пехотных полков потребовались подразделения тяжёлых машин, которые могли бы бороться с лёгкой бронетехникой (например, танками «дахса» и БТР «киш-амоло»).
Военный комитет правительства Лианры (преобразованный «просветителями» из «подкомитета по вооружениям» Совета Директоров) в качестве такой машины принял на вооружение «далаи-халар П». На обычном бронетранспортёре смонтировали поворотную башенку с 25мм автоматической пушкой. В десантном отделении разместили механизмы поворота башни и наведения, а также боеукладку и боевые места для расчёта орудия.
В целом получилась неплохая машина поддержки пехоты. К её несомненным достоинствам относится почти полное сходство с «далаи-халаром». Не нужно специально переучивать механика-водителя и инженерно-технический состав. Машина способна действовать вместе с БТРами так как имеет точно такую же как они скорость и проходимость.
Вместе с тем есть и некоторые недостатки. Во-первых, башня слегка «перетяжелена», что создаёт некоторые трудности в бою. Во-вторых, командир машины сидит так же, как и в БТРе рядом (справа) от водителя. Круговой обзор имеет только стрелок-наводчик в башенке.
«Далаи-Халар П» укомплектованы «взводы поддержки» пехотных батальонов «Стальных Воинов».
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 70 км/ч по шоссе.
Запас хода: 210 км (на грунтовых дорогах), 380 км (по шоссе).
Вооружение: 25мм автоматическая пушка во вращающейся башне.
Бронирование: противопульное.

«Хен-Халар» (гусеничный боевой транспортёр).

После развёртывания танковых дивизий в их состав были включены по одному пехотному полку. В соответствии с общим принципом Военного Комитета Лианры для решения специфической задачи, действия во взаимодействии с ТАНКОВЫМИ частями потребовалась специфическая машина. Колёсный «далаи халар» имел недостаточные характеристики проходимости, для того, чтобы пройти там же и с той же скоростью, что и гусеничные танки. Поэтому в 17г (45г) был принят на вооружение гусеничный БТР «хен-халар».
«Хен-Халар» также был неоригинальной конструкцией, это была широко распространённая во многих армиях до Катастрофы машина. Она была относительно проста в производстве, но обладала одним существенным недостатком: «танковой» компоновкой. Как и у танка у неё машинное отделение находилось сзади, а там, где у танка находится боевое отделение, башня, и кабина механика водителя, на «хен халаре» размещается отделение десанта. В итоге десант должен покидать машину через большой бронированный люк в лобовой броне. В результате высадка десанта из БТР прямо в ходе боя оказывается практически невозможной. Пехота должна покидать машину ПЕРЕД началом столкновения. Впрочем, командование «Стальных Воинов» решило, что для «пехотного такси» это не критический недостаток. В отличие от пехотных дивизий, где БТР обязательно должны поддерживать пехоту на поле боя, в танковых дивизиях для непосредственной поддержки пехоты всегда будут танки.
Для нужд обороны «хен-халар» вооружён только пулемётом «универсал» в открытой турели.
Кроме десантного варианта выпускаются санитарно-эвакуационные «хен-халары», а так же как мобильные станции управления роботами.
БТР «хен-халар» находится на вооружении пехотных полков танковых дивизий.
ТТХ
Экипаж: 2 человека (перевозит до 8 десантников).
Макс. скорость: 65 км/ч по шоссе.
Запас хода: 320 км.
Вооружение: пулемёт «Универсал» в открытой турели.
Бронирование: противопульное.

«Леи-Далхен-Халар» (вспомогательный полугусеничный боевой транспортёр).

Малораспространённая у «Стальных Воинов» машина.
Примерно в середине реформы армии войскам понадобились машины-штурмовые орудия, которые могли бы сопровождать мотопехоту в бою. САУ на танковых шасси строить было сочтено слишком накладно. А поставить более мощные орудия на «далаи-» или «хен-халары» не получалось из-за конструктивных особенностей. Они просто не вписывались в габариты.
И тогда в Военном комитете решили обратиться к устаревшей полугусеничной схеме. Машины «Р-251» ко времени Катастрофы уже давно сняли с вооружения всех армий, как безнадёжно устаревшие. Их производственная документация, однако, была широко распространена, так как лет за 30 до Катастрофы эта машина была популярна именно за свою универсальность и простоту производства и эксплуатации. Фактически, это был один из самых ранних, первых, БТР. Военный комитет Лианры постановил, что в условиях общего регресса технологий, характеристики «Р-251» будут вполне удовлетворительны.
В 18г было построено несколько полугусеничных «леи-далхен-халаров» (такое обозначение «Р-251» получил в Лианре) просто в качестве экспериментальных машин. «Леи-далхен-халар» имел лёгкое бронирование, двигатель и кабину экипажа спереди, а сзади – десантное отделение, на 10 пехотинцев. Единственным отличием «леи халара» от прототипа Р-521 была крыша с люками над десантным отделением. Из Р-521 десантники выскакивали прямо через борт.
Вооружение «леи-далхен-халара» состоит из пулемёта «универсал» в поворотной закрытой турели.
Было построено всего несколько десятков «леи-далхен-халаров», большинство из которых было передано союзникам Лианры: аланцам. Несколько машин оказалось также и у гауладов и в сформированном в ходе Стальной Войны из отлокцев «Легионе Освобождения».
ТТХ
Экипаж: 2 человека (перевозит до 10 десантников).
Макс. скорость: 50 км/ч.
Запас хода: 300 км.
Вооружение: пулемёт «Универсал» в закрытой турели.
Бронирование: противопульное.

«Хешел-Варат» (подвижное орудие).

Модификация «леи-далхен-халара» в варианте САУ.
В десантном отделении удалена крыша, и смонтировано 47 мм орудие.
«Хешел варат» предназначен для непосредственной поддержки наступающей пехоты в бою.
Находится на вооружении артиллерийских батальонов некоторых пехотных полков. Обычно один пехотный полк в каждой пехотной дивизии «Стальных Воинов» оснащён этими САУ.
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 50 км\ч.
Запас хода: 300 км.
Вооружение: 47мм орудие.
Бронирование: лобовое и бортовое противопульное; сзади и сверху машина открыта.

«Ниел-Шем» (плавающая машина).

БТР «Ниел-Шем» скопирован в КБ «Объекта 516» с одной из машин морской пехоты, применявшейся до Катастрофы. В Военном Комитете перед Стальной войной получила активно обсуждалась идея высадки морских десантов в тылу противника, а так же на островах. С одной стороны, она представлялась весьма перспективной, так как в Кено совершено точно не хватило бы войск, чтобы взять под контроль всю береговую линию, а военный флот Кено и Отлока находился ещё в зачаточном состоянии. С другой стороны, береговая линия была не освоена и сильно разрушена, просто высаживать войска на пляжи с транспортов на 90% её протяжения было просто невозможно. Для высадки были необходимы специальные средства и специально подготовленные подразделения.
Для вновь формируемых Специальных Морских Десантных Частей (СМДЧ) и была начата разработка комплекса вооружения, куда входил и плавающий БТР «ниел-шем». Предполагалось, что «ниел-шемы» с десантниками будут погружены на специальные транспортные корабли, которые, подойдя близко к берегу, выгрузят их прямо в море. Дальше БТРы пересекут водное пространство, выйдут на берег, преодолеют береговую линию, и, начнут движение вглубь вражеской территории. Для того, чтобы десантники могли высадиться практически в любом месте, «ниел-шем» был сделан предельно лёгкой и фантастически проходимой машиной. Его проходимость оказалась выше, чем у любого, современного ему вездехода! Однако за эту высокую проходимость пришлось платить предельно низким весом машины. Фактически, она лишена брони, а её вооружение состоит всего-лишь из пулемёта «универсал» в поворотной башенке.
Начало Стальной войны не позволило Военному Комитету создать СМДЧ. Ни одного «специального десантного» корабля так и не было спущено на воду, батальоны морской пехоты так и не были сформированы.
БТР «ние- шем» в период Стальной войны строился в крайне ограниченных количествах и поступал на вооружение некоторых разведывательных частей, а так же «десантного» мотопехотного полка 2-й танковой дивизии «Стальных Воинов».
ТТХ
Экипаж: 2 человека (перевозит до 6 десантников).
Макс. скорость: 80 км/ч (по шоссе), 9 км\ч (по воде).
Запас хода: 500 км (по шоссе).
Вооружение: пулемёт «Универсал» в поворотной башенке.
Бронирование: лёгкое противопульное.

«Хшал мк1» (лёгкий танк).

Танки «Хшал» были приняты на вооружение в 11 (39)г, когда Комитет по вооружениям сформировал первый танковый батальон «Стальных Воинов». Прототипом послужил лёгкий танк, устаревший и снятый с вооружения ко времени Катастрофы, но хорошо зарекомендовавший себя в нескольких вооружённых конфликтах.
Вариант «Хшал» был выбран за дешевизну, лёгкость в управлении, хорошую скорость и проходимость. Его вооружение: короткая 47мм пушка, курсовой пулемёт у механика, противопульное бронирование, было вполне достаточным, чтобы бороться с любым противником, который мог встретиться в тот момент «Стальным Воинам». В принципе, «хшал» был также и плавающим танком, после минимальной доработки в полевых условиях силами экипажа он мог даже форсировать вплавь небольшие водные преграды.
В период с 11 по 16гг «хшалы» отлично показали себя во время отражения набегов из Отлока и карательных рейдов в Отлок; при подавлении мятежей лианрийских кланов, когда «просветители» создавали Республику Лианра, в нескольких мелких пограничных столкновениях с Кено и одномс Аланой.
«Хшалы» примерно соответствуют по характеристикам имперским танкам «ашорбан». Собственно, «хшал» и принимали на вооружение с учётом опыта (сведения были добыты разведкой «прогрессистов»), накопленного Кено в применении танковых частей в условиях посткатастрофы. Но «хшалы» имеют одно существенное отличие: на каждом из них стоит радиостанция. Причём она достаточно мощная, чтобы работать на расстоянии в 10–15 км. Это позволяет использовать танки быстро и гибко; менять направление движения танковых групп на марше, бросая их на те участки, где противник к встрече с ними не готов.
Фактически, наличие на каждой машине радиостанции позволило танковым войскам Лианры эффективно громить Кено, у которого было гораздо больше танков, но на них было мало радиостанций.
«Мк1» — это индекс принятый в Кено для того, чтобы различать раннюю и позднюю модели танка «хшал» (в Лианре они называются одинаково). Танки «Хшал мк1» довольно быстро были сняты с производства и к началу Стальной войны в армии Лианры почти не встречались. Некоторое их количество, впрочем, ещё оставалось на вооружении в лёгких танковых взводах.
ТТХ
Экипаж: 3 человека.
Макс. скорость: 60 км/ч.
Запас хода: 350 км.
Вооружение: 47мм пушка, курсовой пулемёт.
Бронирование: противопульное.

«Хшал мк2».

Когда в 14г было принято решение (уже Военным Комитетом Лианры) о создании танковых полков, была также начата и работа по систематизации накопленного опыта применения танковых частей «Стальными Воинами», и разработка так называемой «полноценной линии»: единого и достаточного комплекса вооружений для армии, который бы позволял войскам решать любые задачи.
В рамках концепции «полноценной линии» разрабатывались и несколько моделей танков. Усовершенствованый танк «Хшал» должен был занять в этой линии нишу разведывательного и десантного танка.
Разработка «Хшал мк2» была начата в 14г, а в серию он был запущен в 18г. Изменению по сравнению с первой моделью подверглось в основном вооружение. На «Хшал мк2» была установлена новая башня. Пушку заменили на более мощный 60мм калибр. Пулемёт «универсал» в танковом варианте удалили из отделения механика-водителя и установили в командирскую башенку. Причём установили её таким образом, что из пулемёта стало возможно обстреливать низколетящие цели. Также башню оборудовали стандартной для танков Лианры системой наведения и радиостанцией единого танкового образца.
В результате башня оказалась тяжелее, чем на первой модели «Хшала» и танк несколько потерял в скорости движения и в скорости поворота башни по сравнению с первой моделью. Хотя и выиграл в вооружении.
Лёгкие танки «Хшал мк2» стоят на вооружении «разведывательных» легкотанковых взводов армии «Стальных Воинов» а также на вооружении «десантного» батальона 4го танкового полка 2й танковой дивизии.
ТТХ
Экипаж: 3 человека.
Макс. скорость: 56 км/ч.
Запас хода: 350 км.
Вооружение: 60мм пушка, пулемёт в открытой турели.
Бронирование: противопульное.

«Дешем-Нал» (рейдер).

В рамках «полноценной линии» предполагалась разработка пяти типов танков: разведывательно-десантного, предназначенного для решения «специальных» задач (им стал «хшал»); передового, предназначенного для «крейсерской» службы и маневренной войны; основного, предназначенного для решения «обычных» танковых задач в маневренной войне; «тяжелого основного», предназначенного для того же самого, только в более сложных условиях (например, при преодолении особенно упорного сопротивления противника); «танка прорыва», предназначенного для действий в условиях отсутствия оперативного простора: в штурме вражеских порядков, или же в обороне.
Ещё до Катастрофы подобная доктрина была принята одним из небольших государств, которое заказало разработку таких танков КБ «Северной Стали». Таким образом, у руководства Лианры оказался весь пакет технической документации, и оптимизированные для производства именно этих машин сборочные линии. Три основных типа танков «Дешем-Нал» (рейдер), «Энсар-Шаил» (основной танк), «Гунгсар-Шаил» (ударный танк), составляли единую линию проектов: использовали стандартное оружие, стандартное оборудование, стандартные детали везде, где только было можно. Это резко удешевляло производство и упрощало эксплуатацию танков и их освоение экипажами.
Танки «дешем-нал» предназначены быстро двигаться впереди и с флангов наступающих танковых групп, обеспечивая им разведку, ликвидируя небольшие группировки врага, представляющие фланговые угрозы. Ещё одна их задача – сопровождение конвоев там, где обычного прикрытия из «далга-реиларов» недостаточно. «Дешем-налы» способны действовать в отрыве от пехоты, так как пехота не всегда может забраться в дебри на флангах наступающей группировки и совершенно точно стесняла бы манёвр легкотанковым группам. В общем, «дешем-налы» — это механизированный аналог лёгкой кавалерии эпохи Средневековья.
Из задач вытекали и особенности конструкции танка. Машина была максимально облегчена, она не предназначалась для противостояния целям более серьёзным, чем лёгкие танки. Поэтому лобовое бронирование корпуса (а также и башни) было сделано ровно таким, чтобы выдерживать попадания из коротких пушек «ашорбанов», лёгких противотанковых орудий, противотанковых средств пехоты. Бортовая броня «дешем-нала» была ещё тоньше. Однако это позволило установить на танк мощный двигатель и широкие гусеницы, в результате получилась самая высокопроходимая и самая скоростная гусеничная машина армии «Стальных Воинов». Небольшая масса, кстати, позволяет существенно экономить топливо и металл (при производстве танков).
Вооружение «дешем-нала» также делает его самым хорошо оснащённым лёгким танком Стальной войны. На нём установлена «стандартная» танковая башня с длинноствольной 70мм нарезной пушкой высокой энергии выстрела. Это орудие способно пробивать броню любых легкобронированных целей на расстоянии до километра. Для борьбы с пехотой с орудием спарен пулемёт «Универсал». В распоряжении башнера находится «стандартный» (то есть, установленный на всех «стальных» танках, кроме «хшала мк1») танковый прицел, превосходящий по своим характеристикам прицелы Кено. В результате «дешем-нал» сможет поразить противника до того, как тот окажется на достаточном расстоянии, чтобы суметь прицелиться самому. Также все «дешем-налы» оснащены «стандартной танковой» радиостанцией, обеспечивающей устойчивую связь и управление танковыми группами.
«Дешем-налы» стоят на вооружении легкотанковых взводов и рот танковых частей «Стальных Воинов».
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 80 км/ч.
Запас хода: 600 км (по шоссе).
Вооружение: 70мм пушка, спаренный пулемёт.
Бронирование: противопульное, лоб и башня -- противоснарядное.

«Энсар-Шаил» (основной танк).

«Энсар-Шаил» — универсальная боевая машина. Он способен как поддерживать пехоту в атаке, так и вести маневренную войну на оперативном просторе. Годится он и для оборонительного боя.
Этапа проектирования «энсар-шаила», в сущности, не было. Функционеры из Военного Комитета просто взяли уже готовый проект времён до Катастрофы и приказали его скопировать.
В результате получился танк, способный эффективно решать любые задачи, которые могли быть поставлены в условиях «Стальной Войны». В башне размещено длинное 75мм нарезное орудие, и спаренный с ним пулемёт «универсал» «танковой» модификации. Орудие стабилизировано в вертикальной плоскости, что позволяет стрелять из танка даже на ходу. Кроме того, на танке стоит стандартный танковый прицел, превосходящий по дальности танковые прицелы Кено. В равном бою против вражеских средних или «основных» танков «энсар-шаил» непобедим.
Мощный дизельный V-образный двигатель позволяет обеспечить бронирование корпуса и башни достаточное, чтобы эффективно выдерживать попадание орудия имперского «аш-рора» со средних дальностей. При этом также имеет значение то, что корпус собран из листов соединённых под тщательно рассчитанными углами, что позволяет добиться лучшей защиты при более тонкой броне, и, следовательно, меньшей массе.
Танки «Энсар шаил» показали весьма достаточную проходимость и скорость, не уступая по этим показателям «основным» танкам Кено, хотя кеноитские «аш-роры», как показал опыт боевых действий, движутся всё-таки быстрее и обладают более высокой проходимостью, чем «энсар-шаилы» «Стальных».
Всего одно изменение было сделано инженерами «Северной Стали» в сравнении с исходным проектом: у пулемёта была убрана возможность стрелять вверх по воздушным целям (зато появилась возможность придавать ему небольшой отрицательный угол наклона); также и верхняя броня была существенно облегчена. Считалось, что вероятность попасть под авиаудар в условиях посткатастрофической войны сошла к минимуму. Также на всех танках первых серий обязательно устанавливался инфракрасный прожектор и прибор ночного видения на прицел. Однако опыт реального боевого применения показал, что ночью боевые действия практически не ведутся, и танки приборами ночного видения комплектовать перестали.
В ограниченных количествах строилась также и огнемётная модификация «энсар-шаила» для штурмовых танковых рот.
«Энсар-Шаил» состоит на вооружении большей части танковых батальонов Лианры, и в войсках он снискал огромную популярность. Быстрый, прекрасно вооружённый и отлично защищённый, лёгкий в управлении, он дал танкистам возможность одерживать многочисленные и славные победы. Танкисты, сражавшиеся на «энсар-шаилах» очень часто чувствовали себя прямо-таки сверхчеловеками.
«Энсар-шаилы» поставлялись также и союзникам Лианры, в Алану. Некоторое количество (пять, по другим данным – три штуки) были в «Братском корпусе» гауладов. «Энсар-шаил» был популярен даже у войск Кено. В ходе Стальной войны захваченные танки этого типа восстанавливались и принимались на вооружение армейских и гвардейских танковых частей Кено, а также с использованием технических решений трофейных «энсар-шаилов» был спроектирован и новейший танк Кено «Кеншерт».
Впрочем, «энсар-шаил» не лишён и ряда существенных недостатков. Главный из них тот, что это был танк МИРНОГО ВРЕМЕНИ. Он был спроектирован для того, чтобы использоваться небольшой армией, которая не ведёт затяжных тотальных войн и располагает доступом к хорошей промышленной базе. В результате танк получился довольно сложным и дорогим в производстве. Это было непринципиально до Катастрофы, тогда боевые потери танков были невелики. Но в условиях Стальной войны оказалось, что промышленность должна строить много танков, чтобы восполнять потери. Кроме того, повреждённые танки понадобилось ремонтировать в полевых условиях, а это тоже оказалось крайне сложно, проект просто не был рассчитан на эксплуатацию в условиях «постапокалиптической» промышленности. В результате получалось, что прекрасные боевые качества танка позволяли одерживать победы, и при этом не нести значительных потерь. Но совсем без потерь обойтись было нельзя, и те потери, которые случались, восполнить оказывалось очень трудно. Второй существенный недостаток «энсар-шаила» -- он потребляет значительно больше топлива, чем танки Кено.
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 50 км/ч.
Запас хода: 320 км.
Вооружение: 75мм пушка (стабилиз. в верт. плоскости), спаренный пулемёт.
Бронирование: среднее противоснарядное.

«Гунгсар-Шаил» (ударный танк).

Это значительно усиленная версия «Энсар-Шаила», разработанная и принятая на вооружение в рамках «единой линии». Как и «энсар-шаил» этот танк – копия старой машины, разработанной ещё до Катастрофы.
«Гунгсар-шаил» предназначен для решения задач «основного танка» но в особо тяжёлых условиях. Например, в условиях сильного противодействия танковых сил противника, или в условиях контрудара по прорвавшейся и наступающей вражеской танковой армаде. Поэтому машина была спроектирована как «танк завоевания превосходства».
Его вооружение составляет мощная и длинная 87,5мм пушка, способная стрелять как бронебойными и кумулятивными, так и фугасными и осколочными зарядами. Как и на всех остальных танках Лианры (кроме «хшалов») орудие стабилизировано в вертикальной плоскости. Однако отличие вооружения «гунгсар шаила» в том, что пулемёт в башне не поместился, и его пришлось разместить на внешней турели, дав ему возможность стрелять также и по воздушным целям. Поскольку танк предназначен действовать в условиях более тяжёлых, чем остальные, возможность, что он часто будет оказываться под атакой авиации, конструкторы сочли достаточной, чтобы сохранить ему противовоздушное вооружение.
Бронирование «гунгсар-шаила» также существенно превосходит броню его «меньшего брата»: в ходе Стальной войны были неоднократные случаи, когда даже бортовая броня этих танков не пробивалась из имперских безоткатных пушек с расстояния 50–100 метров. Естественно, верхние броневые листы у этой машины не были облегчены.
Очень мощный дизель позволяет «гунгсар-шаилу» развивать такую же скорость и обеспечивать такую же проходимость, как и меньшие «основные» танки.
Недостатки у «гунгсара», как и достоинства, те же, что и у «энсара». Танк очень сложен и дорог в производстве, ремонте, и потребляет слишком много горючего. Кроме того, эксплуатация в условиях боевых действий показала, что машина слишком «перетяжелена». Слишком большой вес не влиял на её проходимость, но опорные катки под весом большого корпуса и башни слишком часто ломались, и их приходилось заменять.
Батальоны «гунгсар шаилов» есть в 1-й, 3-й и 4-й танковых дивизиях Лианры (всего в армии «Стальных Воинов» на начало войны было 4 батальона этих машин). Эти батальоны считаются «элитными» и используются в качестве «решающего резерва», поэтому служить в них очень почётно и очень ответственно. С другой стороны, смертность в этих батальонах существенно выше, чем в других «линейных» танковых частях, потому, что эти батальоны вводятся в бой в самой тяжёлой ситуации, но даже если они не в бою, именно они – приоритетная цель для артиллерии, авиации, диверсантов Кено.
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 50 км/\ч.
Запас хода: 250 км.
Вооружение: 87,5мм пушка (стабилиз. в верт. плоскости), спаренный пулемёт.
Бронирование: противоснарядное.

«Сешер-Шаил» (танк прорыва).

«Сешер-Шаил» — это копия танка С-5 уже устаревшего, ко времени Катастрофы.
Задача «сешер-шаила» — действия в условиях стеснённого оперативного пространства, например, для боя в скалах, в лесу или в городе. Он в большей степени предназначен для штурма и обороны, чем для наступления. Это и определило его конструктивные особенности.
Инженеры Военного Комитета предпочли пожертвовать скоростью, маневренностью и запасом хода ради огневой мощи и высокой защиты. «Сешер-шаил» массивен почти также, как и имперский «аршет». Низкий корпус для него не очень принципиален, так как вероятность того, что его будут обстреливать с больших расстояний, относительно низкая. Зато велика вероятность, что в городе или в холмах или при штурме вражеских укреплений, он может получить выстрел в упор сбоку или даже сзади. Поэтому бортовая, кормовая и башенная броня «сешера» почти такая же, как и его лобовая броня, которая, в свою очередь, слегка превосходит бронирование «гунгсара». Вооружение танка полностью повторяет вооружение «гунгсара» и состоит из 87,5 мм пушки и пулемёта «универсал-м» на открытой турели в башне. Естественно, этот танк занчительно тяжелее, и массивнее, и за это он «платит» более низкой скоростью и небольшим запасом хода.
Корпус у «сешера» и его двигатель и трансмиссия значительно проще по конструкции, чем у «гунгсара», этот танк оказалось гораздо быстрее и несколько дешевле производить, и, что гораздо важнее, куда легче ремонтировать в полевых условиях. В результате, доля танков «сешер шаил» в войсках Лианры в ходе Стальной войны постоянно росла, в то время как доля «гунгсар шаилов» быстро сокращалась. Если в начале войны «сешеры» было всего в одном батальоне в каждой танковой дивизии, то к концу на вооружении «тяжёлых» танковых батальонов и рот остались только они.
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 44 км/ч.
Запас хода: 130 км.
Вооружение: 87,5мм пушка (стабилиз. в верт. плоскости), пулемёт в открытой турели.
Бронирование: тяжёлое противоснарядное.

«Шоила-Нохо» (специальный танк сопровождения).

Лёгкая противотанковая самоходная установка, разработанная изначально под влиянием САУ «Эшерлик», принятого на вооружение Кено. В каждом танковом батальоне «Стальных Воинов» есть подразделение, специально предназначенное для уничтожения танков противника. Для вооружения таких «противотанковых» взводов и рот и был доработан танк «дешем-нал». Вместо башни «дешем-нала» была установлена открытое сверху, сзади и, частично, с бортов боевое отделение, куда установили 87,5мм орудие. Орудие не стабилизировано, однако оснащено «дальним» прицелом. «Шоила-нохо» предназначен стрелять из засады, с дальней дистанции так, чтобы танки противника не смогли по нему прицелиться, а, в идеале, не смогли его даже обнаружить. На случай столкновения с пехотой на САУ поставили курсовой пулемёт «универсал».
В целом получилась вполне соответствующая своим задачам машина. Но её эксплуатация, в том числе и боевая, выявила ряд значительных недостатков. Двигатель «дешем-нала» оказался недостаточно мощным, чтобы нести такое тяжёлое орудие. В результате «шоила-нохо» несколько проигрывает «дешем-налу» и «энсар-шаилу» в скорости. Также оказался нарушен баланс машины. «Шоила-нохо» тяжелее «дешем-нала» при той же длине и той же ширине гусениц, давление на грунт получается выше, что снижает проходимость. Длинный ствол затрудняет маневрирование, а тяжёлое орудие перегружает трансмиссию, как просто своим весом, так и отдачей при стрельбе. Курсовой пулемёт сделал отделение механика значительно более тесным.
САУ «Шоила-Нохо», тем не менее, строилась и поступала на вооружение танковых дивизий «Стальных Воинов» на протяжении всей «Стальной Войны».
ТТХ
Экипаж: 3 человека.
Макс. скорость: 50 км/ч.
Запас хода: 600 км (по шоссе).
Вооружение: 87,5мм пушка в открытой рубке, курсовой пулемёт.
Бронирование: лобовое противопульное, сверху и с бортов машина открыта.

«Сеиха-Шаил» (танк-истребитель).

Опыт эксплуатации «шоила-нохо» привёл командиров Военного комитета к решению модернизировать противотанковую САУ. «Сеиха-шаил» предназначен для выполнения тех же самых задач, что и «шоила-нохо», использует то же самое нестабилизированное 87,5мм орудие, однако построен на базе «энсар-шаила», а не «дешем-нала».
Это позвоило избавиться ото всех недостатков более раннего САУ, сохранив все его достоинства. Орудие было размещено в бронированной рубке. Масса рубки и орудия оказалась не больше массы башни, которую они заменили, в результате, ни скорость, ни проходимость САУ не изменились по сравнению с «исходной» моделью. Правда, как и «энсар-шаил» эта машина дорога в производстве и тяжела в волевом обслуживании.
«Сеиха шаил» находился на вооружении танковых частей «Стальных Воинов» наряду с «шоила-нохо», на протяжении всей «Стальной Войны». Также он поставлялся и в Алану.
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 50 км/ч.
Запас хода: 320 км.
Вооружение: 87,5мм пушка, пулемёт на открытой турели.
Бронирование: среднее противоснарядное.

«Саихелар-Хат» (сверхтяжёлая самоходная установка).

В ходе «Стальной Войны» войска Лианры столкнулись с необходимостью штурма хорошо укреплённых узловых пунктов обороны Кено. К удивлению «стальных» генералов, мощности лианрийской артиллерии оказалось недостаточно, чтобы эффективно разрушать созданные из земли, стали и бетона имперские бункеры. И тогда уже в ходе боевых действий была спешно разработана и принята на вооружение специальная сверхтяжёлая САУ на базе танка «сешер-шаил».
Вместо башни на танке смонтировали центральный каземат с жёстко закреплённым 195мм гладкоствольным миномётом. Поскольку «саихелар хат» должен был стрелять по противнику почти в упор, в дополнение к танковой броне на него поставили ещё дополнительную бортовую и лобовую защиту.
САУ «Саихелар Хат» строятся в очень ограниченном количестве и состоят на вооружении только Отдельного Штурмового Полка армии «Стальных Воинов».
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 32 км/ч.
Запас хода: 250 км.
Вооружение: 195мм гладкоств пушка, курсовой пулемёт.
Бронирование: тяжёлое противоснарядное.

«Сахоаладж-Нес» (самоходное орудие).

Эта машина была разработана и принята на вооружение «Стальных Воинов» в рамках доктрины «полноценной линии». и техническое задание на её разработку Военный Комитет выдал в 14 (39) году, когда было решено создать полноценную артиллерию.
Уже в 17 (41) году машина была разработана, принята на вооружение, и было развёрнуто её производство. Техническое решение было типичным для инженеров «объекта 516». На танк «энсар-шаил» было установлено 100,5мм орудие «Шахат» в поворотной открытой сверху башне. Как всегда, когда лианрийские инженеры вместо того, чтобы использовать уже готовые машины, вели собственные разработки, результат получился удовлетворительный, но не очень удачный.
Орудие и башня оказались тяжелы для танковой базы. Машину пришлось оборудовать системой гидравлических компенсаторов отдачи и выдвижных опор, что далеко не улучшило её характеристик. Впрочем, артиллерийские полки танковых дивизий Лианры, всё равно получили неплохое дальнобойное самоходное орудие, способное решать задачи артиллерийской поддержки в условиях постапокалиптической механизированной войны.
Хотя орудие «Сахоаладж-Нес» несколько уступает имперскому Ос-20 в дальнобойности и калибре, однако «Сахоаладж-Нес» — это полноценная дивизионная САУ, которых у имперцев на начало Стальной войны не было.
ТТХ
Экипаж: 5 человек.
Макс. скорость: 33 км/ч.
Запас хода: 300 км.
Вооружение: 100,5мм пушка.
Бронирование: противоснарядное.

«Биед-Хен-Хасал» (зенитный вспомогательный лёгкий танк).

К началу «Стальной Войны» в армии Лианры не было зенитных машин, их разработка не велась и их производство не планировалось. Считалось, что зенитных пулемётов, размещённых на технике, и стационарных зенитных установок будет вполне достаточно для целей ПВО.
Но успехи ВВС Кено уже в первые недели войны поставили под сомнение эти расчёты. Особенно успешно самолёты и вертолёты Кено штурмовали беззащитные движущиеся войсковые колонны «стальных», нанося им страшные потери и возвращаясь на свои аэродромы практически безнаказанно, в то время как лианрийские самолёты и вертолёты в таких случаях натыкались на жестокий огонь имперских танков ПВО.
Скрепя сердце Военный Комитет Лианры вынужден был санкционировать переоборудование части своих танков (буквально оторвав их от строевых батальонов, потери которых было так трудно восполнять!) в зенитные танки сопровождения колонн.
«Биед-Хен-Хасал» — это танк «дешем-нал» у которого вместо мощного орудия и хорошей радиостанции в башне установлен счетверённый 11,3мм пулемёт и облегчённый радар-пеленгатор. Ради увеличения боеукладки и количества оружия, пришлось уменьшить запасы топлива, но даже это не полностью скомпенсировало увеличение массы танка. В результате характеристики скорости и запаса хода заметно сократились.
Эта машина была разработана «стальными» инженерами по образцу трофейных имперских «Дахс-Н», и оказалась достаточно эффективным средством для борьбы с низколетящими штурмовиками.
Проблема была только в том, что «Объект 516» строил слишком мало танков для того, чтобы прикрыть ими все направления и все, даже самые важные, колонны.
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 70 км/ч.
Запас хода: 500 км (по шоссе).
Вооружение: счетверённый 11,3мм пулемёт.
Бронирование: противопульное, лоб и башня — противоснарядное.

«Хасаид-Леи-Шаил» (легкоартиллерийский танк).

Ещё одна модификация зенитного танка, только на этот раз сымпровизированная не лианрийцами, а аланцами. Аланцы спостроили свои зенитные танки на базе «энсар-шаилов», а не «дешем-налов». В увеличенной башне они разместили спаренную скорострельную автоматическую 22,75мм пушку. Несколько меньшую кучность, такой зенитный танк компенсировал гораздо большей мощью выстрела, и большей дальнобойностью. Не то, что штурмовать, даже приближаться к колоннам, охраняемым этими машинами, для имперских ВВС было уже чистым самоубийством.
«Хасаид-Леи-Шаил» — это лианрийской название, в войсках Аланы эти танки назывались «Хесалеид», однако во время Стальной войны Арсенал Аланы по договору получал повреждённые в бою и восстановленные «энсар-шаилы» «Стальных Воинов» и перестраивал их в зенитные танки для войск Лианры. Всего для Лианры за время стальной войны было переоборудовано 32 машины.
ТТХ
Экипаж: 4 человека.
Макс. скорость: 50 км/ч.
Запас хода: 320 км.
Вооружение: спаренная автоматическая 22,75мм пушка.
Бронирование: среднее противоснарядное.

Артиллерия.

ПРИМЕЧАНИЕ! В данном описании некоторые орудия носят другие названия, отличающиеся от тех, что указаны на листах. В скором времени старые наименования будут изменены на новые, указанные в этой статье.

Пулемёты.

В армиях Лианры используются единые пулемёты. Для нужд обороны, применяются пулемёты «ураган» и «стандарт 7,25» («решшер») установленные на станках.

«Биед-хен-хат» (зенитная вспомогательная установка).

Основное мобильное средство ПВО в армии «Стальных Воинов». Представляет собой счетверённый 11,3мм пулемёт на четырёхколёсном буксируемом лафете. Перед Стальной Войной зенитная артиллерия Лианры была слабой и состояла из зенитных батальонов в дивизиях. Предполагалось, что авиация будет слишком малочисленна, чтобы сыграть заметную роль в грядущей войне.
Поэтому на вооружении Лианры находились лёгкие буксируемые зенитные комплексы «биед-хен-хат», для того чтобы сопровождать движущиеся войска и оперативно реагировать на возникающие угрозы, и «тяжёлые» стационарные орудия «биед-решшер» для защиты стратегически важных объектов (например, штабов и железнодорожных станций), которые могут привлечь вражескую авиацию.
В целом «биед-хен-хат» зарекомендовала себя неплохо, и её даже устанавливали на зенитные танки.

«Биед-Решшер» (зенитный тяжёлый).

Стационарная зенитная установка была разработана для защиты неподвижных объектов. Спаренное автоматическое скорострельное орудие калибром 22,75мм обеспечивает достаточную дальность и кучность, чтобы сбивать штурмовики и истребители бомбардировщики. В период Стальной войны батареи из трёх-четырёх таких орудий и локаторного поста развёртывались либо на самом прикрываемом объекте, либо в некотором удалении от него на опасных направлениях.
Единственным серьёзным недостатком этого орудия является то, что оно смонтировано на поворотной платформе и перевозится только в разобранном виде. В качестве мобильной эта установка применялась только на бронепоездах и кораблях Лианры.

«Харашел-Реил-Хат» (лёгкое противотанковое орудие).

Стандартное противотанковое орудие в пехотных дивизиях «Стальных Воинов» калибра 47мм.
Обычно в каждом батальоне и в каждом полку есть подразделения укомплектованные этими орудиями.
«Харашел» был разработан до Катастрофы для воздушно-десантных частей, и принят на вооружение Военным Комитетом Лианры за небольшую массу и относительную простоту в производстве. Орудие производилось в Лианре и поставлялось на экспорт как до войны (например, в Отлок и гауладам), так и во время неё. Однако опыт эксплуатации в условиях войны показал недостаточную эффективность снаряда на средних и дальних дистанциях и неудовлетворительное качество прицелов. Кроме того, для того, чтобы «харашел» переместить, его приходилось демонтировать с платформы. На протяжении всей войны он уступал по всем характеристикам противотанковым безоткатным пушкам имперской армии.

«Сеиха-Хат» (истребительное орудие).

Противотанковая пушка, калибра 87,5мм, та же самая, что стоит на САУ «сеиха-шаил». Орудие не претерпело почти никаких переделок, кроме того, что было установлено на пехотный лафет. Такие пушки в течение всей Стальной войны находились в противотанковых батальонах всех пехотных дивизий Лианры, и считались эффективным противотанковым средством.
Кроме очевидных преимуществ: стандартизации по узлам и боеприпасам с соответствующими танковыми пушками, отличного прицела, относительно небольшой массы; «сеиха-хат» оказалась немного маломощной для тяжёлой противотанковой полевой пушки. Имперские Ош-38 превосходили их по мощности выстрела и бронебойности.

Миномёты.

Миномёты в Лианре производятся в небольших мастерских и являются репликой надёжного старого миномёта Мк-34 времён до Катастрофы. Этот проверенный временем миномёт производится в двух калибрах: 78,75мм, 105мм.

«Лушер-Хат» (орудие подавления).

Шестиствольная установка реактивных мин калибра 78,5 или 105мм, предназначенная для разрушения укреплений противника или быстрого подавления его огневых точек. Находится на вооружении артополков нескольких пехотных дивизий «Стальных Воинов».

«Энсар-Хат» (основное орудие).

Лианрийская версия той же самой «горно-егерской пушки-гаубицы», которая послужила прототипом имперской Ос-12. Эта горно-егерская пушка, производилась «Северной Сталью» по лицензии ещё до Катастрофы, и как раз тогда в её конструкцию были внесены незначительные изменения. Например, ради лучшей балансировки ствол и казённик сместили несколько вперёд, слегка сократив возможности гаубицы, зато увеличив потенциал пушки, а также переделали её под принятый «Северной Сталью» калибр 75мм.
После Катастрофы Комитет по Вооружениям правительства «прогрессистов» учёл очень успешный опыт применения этого орудия в Кено, и избрал его в качестве основного для собственной артиллерии.
Таковым оно и оставалось до самого конца «Стальной Войны». То, что в лианрийских артполках не было никаких других орудий, кроме «энсар-хата» сделало артиллерию Лианры очень маломощной. Оказалось, что она просто неспособна разрушать серьёзные укрепления. Поэтому перед самой войной пришлось разрабатывать, и уже в ходе неё внедрять в спешном порядке установки «лушер-хат». Однако пара «энсар-хат за основное орудие, а лушер хат за средство разрушения укреплений», хотя и была сочтена приемлемым решением в условиях войны, всё-таки была недостаточно эффективна, чтобы сравниться с имперской артиллерией, имевшей на вооружении значительно более мощные и универсальные пушки.

«Наи-Сехеш» (дальнобойное орудие).

В Военном комитете Лианры никогда не принимали всерьёз возможность настоящей позиционной войны, и, соотвтетсвенно, никогда к ней по-настоящему не готовились. Считалось, что в грядущей войне армии буду сталкиваться только с укреплёнными районами «очагового» типа, которые можно будет обойти, а не штурмовать в лоб. Поэтому тяжёлая артиллерия, главный инструмент позиционной войны, не получила в Лианре существенного развития. «Стальные Воины» должны были обходиться лёгкими и средними подвижными артиллерийскими системами, полагаясь, скорее на маневренность, чем на «огневой вал».
Тем не менее, в Военном Комитете всё-таки предположили, что иногда необходимость в разрушении долговременных укреплений противника может возникнуть. Например, в случае осады и штурма Столицы империи Кено. И вот для таких редких ситуаций на вооружение было принято дальнобойное орудие, производившееся на заводах «Северной Стали» до Катастрофы, и которое применялось многими армиями в качестве тяжёлой артиллерии фронтового или армейского резерва.
«Наи-сехеш» имеет калибр 127,5мм, однако по огневым характеристикам уступает имперскому Ос-33 совсем незначительно. Дело в том, что за счёт более высокой культуры производства лианрийская артиллерия использует взрывчатку заметно лучшего качества, чем имперская. Поэтому по дальнобойности и энергии взрыва снаряда «наи-сехеш» уступает совсем незначительно, зато она в полтора раза легче, и, следовательно, подвижнее, чем Ос-33.
На начало «Стальной войны», в армии Лианры была только одна отдельная тяжёлая дальнобойная батарея, считалось, что этого вполне достаточно, и она будет использована в войне всего два-три раза: во время «взлома» укреплений на границе, и во время штурма имперской Столицы.
Однако боевые действия сразу начали принимать позиционный характер, и вот тут-то и выяснилось, что у имперцев целых три бригады ИСАР, и тяжёлые орудия в каждой «кадровой» дивизии, а у «стальных» — всего одна батарея стратегической тяжёлой артиллерии, пусть и очень хорошая. Тогда-то лианрийцы и начали импровизировать, быстро придумав и запустив в серию «орудия подавления», САУ «Саихелар-Хат», а также расширив строительство пушек «наи-сехеш». Однако существенно увеличить выпуск этих орудий так и не получилось: заводы «Объекта 516» оказались загружены более приоритетными заказами на восстановление потерь в технике. Дальнобойные орудия так и остались «чистым золотом стальной армии», к концу войны их было всего четыре батареи.

Авиация.

«Хесев Наила» (птица войны).

ВВС Лианры состоят экадрилий по 13 машин в каждой. В их состав входят ударные эскадрильи, имеющие на вооружении вертолёты «хесев-наила» и «ниа-фолдж»; транспортные эскадрильи, вооружённые вертолётами «лаинкас»; бомбардировочные эскадрильи бомбардировщиков «сеида»; и многоцелевые эскадрильи, имеющие на вооружении самолёты «шабра».
«Хесев-Наила» -- это классический ударный вертолёт, который так и не удалось заполучить лётчикам Кено. Его высотность, скорость, бронирование вполне достаточны, чтобы вести воздушный бой почти на равных с «валкешем», и легко уничтожать всю остальную авиационную технику Кено и его союзников. Вертолёт достаточно маневренен, чтобы уклоняться от зенитного огня, и достаточно прочен (в районе ключевых узлов несёт даже броню), чтобы выдержать изрядное количество попаданий. Грузоподъёмность вертолёта и довольно универсальное вооружение (может нести на пилонных подвесках пулемёты «разрушитель» увеличенного калибра и блоки НУРСов; также один крупнокалиберный «разрушитель» установлен стационарно) позволяет использовать этот вертолёт для огневой поддержки наземных сил, штурмовки противника, или сопровождения транспортных вертолётов. Вертолёт оснащён навигационным радаром, который может также использоваться и для поиска целей. На пилонах также можно разместить разведывательную аппаратуру. Использовался этот вертолёт и для патрулирования побережья и охоты на вражеские корабли.
Основной недостаток «Хесев-Наила» -- слишком высокая требовательность в производстве. Производственные мощности Лианры с трудом восполняли боевые потери, вертолётов а о том, чтобы нарастить их производство не могло быть и речи. За всё время «Стальной Войны» на фронтах никогда не было больше чем три десятка «птиц войны» одновременно.
Кроме того, опыт боевого применения показал недостаточную подготовку пилотов Лианры. В отличие от Кено, где в мирное время сохранили кадры пилотов, а потом пилоты получили опыт реальных боевых действий в войне с Отлоком; в Лианре своих пилотов начали учить «с чистого листа», и необходимой квалификации к началу Стальной войны они набрать просто не успели. В результате лианрийские вертолётчики уверенно управляли своими машинами в небоевой обстановке, но в боях они постоянно совершали тактические ошибки, что приводило к потерям куда большим, чем можно было бы ожидать от такой машины.

«Шабра» (грифон).

«Шабра» — это истребитель-бомбардировщик, также, как и «Валкеш» Кено, приспособленный для условий посткатастрофы. Однако его «приспособленность» выражена совершенно в другом. У «Валкеша» в качестве основного приоритета поставлена универсальность, он сделан максимально нетребовательным к посадочным площадкам, аэродромному обслуживанию, и промышленному производству, пусть это даже и вредит его лётным и боевым характеристикам. Девиз «шабра»: не «универсальность», а «эффективность».
Как и «валкеш», «шабра» имеет только один двигатель, что сделано ради экономии, и не требует для себя специальной взлётной полосы, может садиться и взлетать с прямых участков асфальтовых дорог. Но, если «валкеш» способен взлетать даже с плотного грунта или специального металлического «аэродромного» настила (то есть, аэродром для него можно развернуть хоть в болоте), то «шабра» на такое уже неспособен. Вооружение «шабра» имеет примерно такое же, как и «валкеш»: ракеты «воздух-воздух» или НУРСы на четырёх пилонах и две автоматические пушки у основания крыльев (у «валкеша» — одна пушка).
Зато «шабра» существенно превосходит своего противника по лётным характеристикам: на 20% в максимальной скорости, он существенно лучше маневрирует на средних и больших высотах, у него существенно выше практический потолок, он имеет несколько большую дальность полёта. В целом, ни в чём не уступая в качестве штурмовика, «шабра» лучше как истребитель и бомбардировщик. Однако, главное его достоинство не в этом. Инженеры «Северной Стали» учли, что самолётов в будущей войне будет немного: считанные десятки, может быть, единицы. Однако есть другой способ добиться численного превосходства в воздухе: увеличивать не число самолётов, а самолёто-вылетов.
Когда самолёт возвращается из боевого вылета, аэродромные техники должны провести его полный осмотр, наладку и калибровку всех систем, их дозаправку, восстановление, заправить самолёт, и навесить на него вооружение. Техникам Кено по нормативам нужно примерно 136 минут, чтобы подготовить к новому боевому вылету только что севший неповреждённый самолёт. В реальных боевых условиях «Стальной Войны» эти процедуры занимали примерно три часа. Поэтому обычно пилоты Кено выполняли не больше одного боевого вылета в сутки, во время особо тяжёлых боёв – по два, и, уж совсем редко – по три.
А аэродромное обслуживание «шабры» было сокращено самым радикальным образом. Стандартной команде аэродромного обслуживания, состоящей из одного авиаинженера-человека и трёх андроидов-техников, нужно было всего 40 минут, чтобы «выстрелить» «шабру» обратно в воздух в истребительной, или 55 минутв бомбардировочной или штурмовой компоновке вооружения. Это достигалось за счёт того, что на самолёте была развёрнута автоматическая система диагностирования: аэродромной команде просто не нужно было осматривать и перепроверять каждый узел на сложной машине. Достаточно было просто подключить специальное дисплейное устройство а «техническому разъёму» под крылом. Кроме того, на борту самолёта была установлена передовая система радаров и «электронной связи». Пилот получал в полёте в реальном времени не только информацию своего радара, но и с радарных комплексов других самолётов его группы, и информацию из центра управления полётом, всё это отражалось на специальном многофункционально дисплее у него в кабине. Это существенно упрощало управление авиагруппами, и, опять же, сокращало время между вылетами. Так как пилотам теперь не требовался длительный брифинг перед вылетом. Достаточно было короткой постановки задачи, а детальную обстановку в воздухе и на земле пилот узнавал не сидя в комнате совещаний, а непосредственно в полёте, и тогда же согласовывал с товарищами наиболее подходящую тактику.
В результате во время «Стальной Войны» пилоты «шабры» делали в среднем не по одному, а по два боевых вылета в сутки. В результате, хотя у Лианры было несколько меньше самолётов, зачастую солдаты Кено видели над своими головами вражеские самолёты куда чаще, чем солдаты Лианры.
Впрочем, у такой компоновки довольно быстро нашлось слабое место. Если самолёт возвращался из вылета неповреждённым, его можно было быстро вернуть в воздух. Но, если он получал повреждения, приходилось предположить и повреждение системы диагностирования, и всё равно перепроверять всё вручную, а с методикой «ручной» проверки аэродромные команды были знакомы слабо. Система «электронной связи» также не вполне оправдала надежды. Оказалось, что на земле слишком мало радарных станций, которые могли бы сообщать данные центру управления полётами, а через него – самолётам в воздухе. Причём, если на территории, контролируемой лианрийцами, таких станций просто мало, то на территории Кено их просто нет. Необходимость принимать тактические решения в ходе полёта тоже не вполне оправдала себя. «Стальные» пилоты имели слишком низкий уровень тактической и боевой подготовки по сравнению с пилотами Кено. И в итоге «тактический многофункциональный дисплей» всего-навсего позволил им не принимать уж совсем самоубийственных решений, когда доходило до боя. Более умело воспользоваться этим тонким инструментом, большинство пилотов было просто неспособно.
Наконец, уже во время войны инженеры ИОКБА Кено получили несколько разбившихся самолётов «шабра». Им потребовалось довольно много времени, чтобы разобраться в принципе действия «системы электронной связи», и ещё больше времени, чтобы выработать средства противодействия, но в последние месяцы войны на вооружении ПВО Кено появился помехоустановщик, который намертво глушил «электронную связь», делая «шабра» почти полностью слепым. Эта система появилась у Кено слишком поздно и в слишком малом числе, чтобы оказать существенное влияние на ход боевых действий, но в итоге «электронная связь» «шабры» полностью обесценилась.

Продолжение следует…

***

Возникли вопросы? Пишите на форум

 
« Пред.   След. »
 

Мы во Вконтакте

© 2017 Настольные игры: классические, логические, детские и взрослые
© 2017 Ohobby
Перепечатка материалов возможна только при согласовании с администрацией сайта и с обязательной ссылкой на Настольные игры


Дизайн студии E-Fly
Rambler's Top100
Страница сгенерирована за 0.007142 секунд