Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Экспорт новостей

Реклама от Google

 
Настольные игры

Геннадий Григорьев. Рецензия на правила ''1644''

Печать E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
Автор Виктор Викторович   
02.10.2009 г.

Мы выкладываем небольшой обзор игры ''1644'', посвященный правилам, давно переведенным Игорем Лукьяновым. Обзор написал легендарный Геннадий Григорьев — легенда русского варгейма, известный также под ником Chaos Lord.

 

1644. Rick Priestley, Wargames Foudry. 1990г.

 посвящается Великим Близнецам, Алану и Майклу Перри.

1664

                 В середине 80х годов в Великобритании сконцентрировался центр варгеймерского движения. Практически каждый год появлялись новые редакции бурно развивающихся настольных военно-тактических игр с миниатюрами. WRG совершили революцию со своими DBADBM, использовав подставки-"базы", а не миниатюры в качестве основных элементов процесса игры. Чуть опережая их, в 1982-84г.г. были разработаны «Комитатус I», «Большие Батальоны» и первые модули «Пикета». На 20–25 лет вперед стали видны перспективы «серьёзного» варгейминга: 150–200 миниатюр в армии, установленные на базы по типам войск и согласно их тактике, с полноценным командованием, специальными правилами (резервами, лагерем, обозом и т. д.),— то есть то, что можно охарактеризовать емким вырвжением «серьёзное военно-историческое моделирование в несерьезых целях» (David Gallagher). Основные производители миниатюр ответили и поддержали новый виток развития варгеймов появлением новых модельных линеек, включающих Античность, Темные века, Наполеонику и Ренессанс. И, если в США по-прежнему варгеймеры «гоняли» миниатюрами Old Glory в Булл-Ран и Геттисберг по правилам Airfix, то в «старой, доброй Англии» была своя Гражданская война (и свои фирмы-литейщики). В конце 80х находящаяся в центре Ноттингема, литейного центра Великобритании, фирма Wargames Foundry запустила в производство линейку миниатюр ECW. Под этой абревиатурой скрывалась Гражданская война в Англии 1642–1660 (English Civil War) — один из самых ярких и драматичных военных конфликтов в истории Острова. Лепку мастер-моделей проучили «Неистовым близнецам» Алану и Майклу Перри, в доме которых уже давно существовал, жил, (и спал прямо под варгеймерскими столами:), кружок варгеймеров и гейм-дизайнеров, являвшихся по совместительству отцами Games Workshop, авторами Warhammer Fantasy Battles, Warhammer Ancient Battles (ныне Warhammer Historical) и WarmasterWarmaster Ancient. Разработку правил взял на себя легендарный Рик Пристли, «папа» Вселенной Боевого Молота. В основу «1644», новых правил на ECW, легли наработки Рика Пристли, Алана, Майкла Перри и Джервиса Джонсона, которыми они играли в войну за Испанское наследство. Правила «1644» появились на прилавках в далёком 1990 году, выдержали массу переизданий и до сих пор считаются классикой варгейма.

            Почему «1644» заслуживает столь пристального внимания сейчас? Дело в том, что «1644», несмотря на фундаментальность (в одной книге собраны правила игры, листы армий на ECW, включая шотландцев и «армию нового образца» и правила на кампанию) — очень прост, изящен и элегантен. «1644» — это игра с отдельными миниатюрами, но с четкими правилами на командование и широкими временными рамками. Мы, например, играли ими и в Бургундские войны, и в Северную войну и даже в Античность (с доработками на фалангу, слонов и колесницы). «1644» великолепно подходит для перехода с Вархаммера на более серьёзные системы вроде Пикета или DBM и совершенно замечателен для игр «3 на 3» или «4 на 4», когда каждый из игроков приносит свои 50–100 моделей и отыгрывает генерала и приданный ему Центр, Фланг или Резерв. «1644» — идеальная игра (не моделирование, а именно — игра!) в Итальянскую, Тридцатилетнюю войну, ECW и даже в Сенгоку Дзидай в Японии 1550–1600.

            На сегодня существует богатейший выбор миниатюр 25–28 мм, посвященный этим периодам, что положительно влияет на выбор «1644» в качестве «варгейма для начинающих» или дополнительного удовольствия для варгеймеров со стажем, уставших от обилия модификаторов и таблиц.

            Итак, обо всем по порядку. На первый взгляд, «1644» не отличается от Warhammer Historical. Те же коробки пехоты до четырех рядов в глубину, вездесущий d6 («шестигранник», «кубик») и соспоставимые с «вархаммерскими» дальность движения пехоты и кавалерии (и удвоение этой дальности при атаке) и дальности стрельбы. Внешне очень похоже, только у «вархаммерофилов» наступает культурный шок тогда, когда вместо «ведерка кубов» и двух таблиц («попал-не попал», «ранил-не ранил») и модификаторов брони к спас-броскам, они видят один бросок (!) одного шестигранника (!) и одну таблицу (!) на все случаи жизни.

            Появлению этой таблицы мы обязаны Джервису Джонсону, который, помимо того, что является яркой личностью в гейм-дизайне GW, с детства изучил все «коробочные» варгеймы (вроде игр от GMT Games) и, вместе с Клиффом Анселлом, настоял, чтобы правила «1644» были максимально простыми. Дело в том, что в Ноттингеме, Мекке варгейминга со времен Airfix, Джервис Джонсон, Рик Пристли и Джон Стеллард «выковали» Warhammer English Civil War, но для «широких масс», фанов WFB, так сказать. Для узкого круга тонких знатоков и делались несколько другие правила «1644», в которых по-прежнему были модификаторы и дополнительные броски, но основа осталась простой и интуитивно понятной.

Рассмотрим, как это все работает.

            Пехота в «1644» бывает трех видов: пикенеры, способные сражаться до 4х рядов в глубину; мушкетеры, которые могут вести огонь кароликованием (до двух рядов в глубину), но только стоя на месте и на открытой местности, не из-за изгородей. И застрельщики-драгуны, которые считаются «ездящей пехотой».

           Кавалерия в «1644» делится на кирассир, защищенных доспехами «34» и обычную («шведского» типа, атакующую галопом). Артиллерия делится на полковую-полевую (3–4 фунтовые легкие пушки, сопровождающие бригады) и тяжелую (12-16-24 фунтовые кулеврины, собранные для удобства в батареи). «Смертники» (Forlorn Hope) и 1–2 снайпера привносят в игру аромат войн времен ландскнехтов и «папаши» Тилли.

            В отличие от Вархаммера (основную часть которого тоже создал Рик Пристли:), типы реакций на атаку гораздо разнообразнее: можно не просто стоять или «стоять-и-стрелять», а уклониться (застрельщикам, бедным артиллеристам или плохонькой кавалерии), контратаковать или поддержать атаку. Великолепное правило на кавалерийские атаки позволяет с каждым раундом «вливать» все новые ряды кавалеристов в схватку, образуя характерную для Тридцатилетки «кучу малу» из всадников и лошадей.

            Все войска делятся по эффективности на 5 боевых значений: 1- очень плохие войска (новобранцы, милиция, рекруты) 2 — Плохая пехота, 3 — Большинство пехоты, плохая кавалерия, 4- Хорошая пехота (ветераны), большинство кавалерии, 5- Элита (хорошая, гвардейская кавалерия).

           Кроме того, в рукопашной схватке пикинеры отнимают (до d6) от броска боевого значения противника в зависимости от их пропорции в составе данной части, делая пикенеров опасными противниками в ближнем бою (или беззащитной мишенью на ближней и средней дистанции огневого боя). Кавалерийские и пехотные части в тяжелой броне не только позволяют ощутить колорит эпохи 1600-1650х, но и позволяют отыгрывать более ранние военные конфликты, от ландскнехтов до Столетней войны. Термин «смешанные цели» позволяет составлять или комбинировать в составе одной части пикенеров в тяжелой броне («34»), пикенеров без кирас в задних шеренгах и мушкетеров (обычно стоят на флангах или первой шеренгой).

            Но самое главное в «1644» — это красивая Таблица Потерь и модификаторы к ней. И простые правила на командование, позволяющие без особого труда (или подсчета очков на дезорганицацию) учитывать различные моральные состояния солдат на поле боя. Обычным считается нормальное состояние, когда не требуется никаких маркеров, и часть повинуется своим офицерам. В состоянии потрясения, отряд двигается вполовину медленней, всегда преследует отброшенного врага, вобщем — плохо слушается команд. При растроенном командовании солдаты на 50% теряют в боевой силе (стреляя в воздух или отсиживаясь в кустах). При потеряном командовании боевая часть превращается в стадо испуганных баранов.

            Каждый ход делится на фазы. Сначала игроки выкладывают перед отрядами карты приказов: Атака, Перестроение и пустую, блефующую, для создания «тумана войны» и предназначенную нервировать и вводить в заблуждение противника. Затем карты вскрываются и игроки объявляют атаки и реакции на них. Проводятся последовательно движения: бегущих отрядов, атакующих, вспомогательных атак. Затем одновременно двигаются войска всех игроков, нет поочередного хода. Затем, артиллерия ведет огонь, потом войска стреляют из мушкетов и пистолетов и следует рукопашная схватка, после которой проводится фаза сбора.

            Рассмотрим нехитрый пример боя. «Поздняя» имперская терция (20 пикенеров, из них 5 — в тяжелой броне в первой шеренге и 12 аркебузьеров) в нормальном состоянии командования вышла из-за леса и приблизилась на 12 дюймов к «потрясенной» от огня имперских демикулеврин шведской Зеленой бригаде (11 пикенеров в доспехах и 12 мушкетеров на флангах). Шведские артиллеристы засуетились у 3х фунтового «сокола», приданного Зеленой бригаде. Выстрел из пушки (2 — значит, попали), урон (3) — убит имперский пикинер! Убитый удаляется из соотношения 1 к 2, убит пикенер. (Важно: дополнительный бросок мы совершаем на кубике при соотношении 1:2, на 1–2 убирается пикинер, на 3+ мушкетер.) Залп аркебуз (боевой фактор 4(ветераны), на дальней дистанции −1, по доспехам −1, боевой фактор смещается на 2 вниз, 12 фигурок), значение, найденное в Таблице 0.3. «Скольжение» боевого фактора в зависимости от складывающихся, кумулятивных модификаторов и есть главная фишка игры. Итак, Таблица одна и значение 0.3. Это значит, что на 3+ может быть уничтожена одна фигурка противника. Бросок «6»! Дополнительно, шведская бригада обязана пройти тест на командование (выпала шестерка!): бросок 5 (для успеха нужно 4+). Шведы успешно проходят тест и готовятся к залпу на месте: 12 фигурок с 3 боевым фактором дают в Таблице значение «1. 6», то есть один противник уже убит и на 6 погибнет еще один (и будет тест на командование): 4! Имперский игрок убирает убитого из пушки пикенера и продырявленного пулями аркебузьера и подходит на 4 дюйма к шведам. Аркебузы позволяют стрелять без штрафа в движении. В ответ шведы (опять стоя на месте из-за мушкетов) открывают убйственный огонь: двоих аркебузьеров скашивает шведская пушка… Залп! Убит один шведский мушкетер, но теста на командование не будет (выпало 2). …и еще одного имперского пикинера и аркебузьера «снимают» залпы шведов. Выпавшая «6» дает командный тест, имперцы потрясены и останавливаются, приводя в порядок ряды, это не удается, в противном случае терция бы пошла в рукопашную, где имперцы в тяжелых доспехах считались бы как две (!) фигурки в доспехах, давая неоспоримый численный перевес католикам. Имперский игрок, потратив впустую время на перестроение мрачно ждет хода противника. Игрок за шведов наконец решает приблизится, теперь стреляют шведы с модификатором −1, но это компенсирует то, что огонь ведется с ближней дистанции и пушка (с места) открывает огонь картечью: ДВА командных теста подряд! Имперская терция пришла в беспорядок (командование потрясено), а шведская бригада решает атаковать! Залп в упор па атакующей Зеленой бригаде! Падает один мушкетер и шведы врезаются в имперскую терцию: +1 за атаку Зеленой бригаде,— D3 шведам, −1имперцам: за пики. Католики не в состоянии использовать массу своих пикинеров в состоянии потрясения и шведы убивают двоих имперцев… …разгоняя бегущих католиков (терция уничтожена) и преследуя их на 8 дюймов (НЕ преследовать шведы не могут, так как командование потрясено, разгоряченные видом бегущего врага шведы своих офицеров не слышат!). Зеленая Бригада вбегает на холми видит перед собой курляндских кирассир Асти с пистолетами наизготовку и драгун Боннигаузена!

            Тактический рисунок боя таким образом зависит от организованных слаженных действий всех родов войск. Кавалерия, провоцируя обход с флангов, заставляет противника «сворачиваться» в ежи, которые без труда расстреливаются артиллерией и из мушкетов. Свежая кавалерия, вовремя введенная в схватку, способна переломить чашу весов и ворваться на плечах улепетывающего врага прямо во порядки вражеской артиллерии или пехоты. Драгуны беспокоящим огнем с флангов способны «прижать к земле» пехоту противника, а бронированные пикинеры дойдут в рукопашную и домолотят части с потерянным командованием…

            В целом, со стороны «1644» неплохо выглядит; и даже одинокая фигурка Генерала, переезжающая от потрясенной бригады к бригаде, восстанавливающая командование, и изображающая самого генерала и его свиту (от 30 до 40 человек — это заявленный масштаб «1644») смотрится к месту на фоне этих самых бригад из 10–30 пикенеров и 10–24 мушкетеров и кавалерийских полков из 6–16 фигурок (1000–1500 человек в пехоте и 400–600 в конном полку). Существуют переделки «1644» под «Оплот Веры» (Пикет) — на базы 40×40мм (пластиковые подставки Games Workshop), для тех, кто, как и автор этого обзора, жадно желает играть в несколько варгеймов сразу:)

            Великолепные оттестированные правила на кампанию позволят вам проводить многомесячные осады, хитрые обходные маневры, рассылать против обходящего фланг противника патрули и вступать во встречные сражения. Мастера игры будут приятно удивлены наличием «автокалькулятора», позволяющего, в случае неявки нерадивого игрока, рассчитать исход битвы или осады самостоятельно.

          Вобщем, «1644» можно назвать удобным, в меру реалистичным варгеймом в масштабе 25мм для начинающих и опытных игроков, рассчитанным на 2–3 часа игры и 100–150 моделей в армии, что является общеевропейским стандартом на данный момент. Тех же, кто предпочитает вести огромные сражения, я отсылаю к таким же простым правилам Рика Пристли «Warmaster» или — к DBR, ввиду того факта, что сейчас происходит триумфальный расцвет 10-15мм миниатюры, установленной на базы-подставки.

            На фоне «варгеймов для подростков» (в первую очередь — WFB и W40k), «1644» вообще великолепен, не уступая в динамичности последнему и затмевая первый, тем, кто имеет в своей коллекции 20мм или 25-28мм фигурки я настоятельно советую забыть про «казуальные» Эпоху Битв и Warhammer Historical и внимательно ознакомиться с «1644». Вы не будете разочарованы! Ведь эту игру делали по-настоящему увлеченные варгеймингом люди!

Статья размещена с разрешения администрации сайта artoftactics.com

Обсудить статью на форуме


Искать статьи по словам:  настольные игры исторические игры варгеймы 1644
 
« Пред.   След. »
 

Мы во Вконтакте

© 2017 Настольные игры: классические, логические, детские и взрослые
© 2017 Ohobby
Перепечатка материалов возможна только при согласовании с администрацией сайта и с обязательной ссылкой на Настольные игры


Дизайн студии E-Fly
Rambler's Top100
Страница сгенерирована за 0.006709 секунд